Этикет

Материал из Fatespinner
Перейти к: навигация, поиск

Общепринятым определением этикета является то, что этикет — это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе, однако в нашей игре слово "этикет" приобретает несколько более широкий смысл.

Содержание

Функции этикета

Этикет в Fatespinner объединяет в себе совокупность знаний о той социальной (территориальной) группе или среде, в которой жил(живет) персонаж, а также необходимых для жизни в этой среде навыков и техник: эта игровая условность была введена для того, чтобы проще было добиться гармоничного развития боевого и социального потенциала персонажей.

Нормы поведения (Ин.)

Персонаж, обладающий соответствующим этикетом знает, как правильно вести себя в том обществе, которое привило ему этот этикет. По умолчанию, считается, что персонаж говорит со своими визави в рамках местного (принятого в этой общественной группе) этикета, потому его принимают за своего. Всё это значительно облегчает многие социальные действия, а также позволяет игроку обратиться к Мастеру игры за подсказкой. Однако многие действия (вроде особых ритуальных поклонов, маршировки, специфических приветствий) требуют не просто знаний, а еще и некоторых усилий со стороны персонажа, потому Мастер может попросить игрока сделать бросок этикета.

Добыча информации (Км.)

Благодаря тому, что персонаж чувствует себя, как рыба в воде среди определенной группы местного населения, он может попробовать добыть у этих людей(существ) определенную информацию. Персонаж должен сделать бросок этикета по характеристике Коммуникабельность, чтобы добыть необходимую ему информацию.

Добыча информации о скрывающихся субъектах среди открытых источников практически невозможна и требует особых функций отдельных этикетов.

Лидерство (Хр.)

За управление группами отвечают умения Менеджмент и Тактика (Стратегия), но иногда чтобы вести за собой подчиненных надо вселить в них уверенность в своих силах и храбрость. Харизматические лидеры поднимают мораль войск, у плохих - люди исполняют свои обязанности из под палки, а воины склонны к бегству. Не стоит путать данное умение с софистикой: конечно, хороший софист может также пытаться убедить своих подчиненных, но это будут не отношения между вождем и последователями, а между равными партнерами. Вы можете добавлять к броскам лидерства по этикету бонусные кубики за успехи в ораторском искусстве
Количество людей, которые попадают под влияние вашего лидерства, зависит от харизмы, начиная с 10, с последующим удваиванием: 1 – 10, 2 – 20, 3 – 40, 4 – 80 и т.п.
Необходимое количество успехов зависит от характера приказа. Дополнительные успехи позволяют удваивать количество вдохновленных людей. Стоит отметить, что лидерством можно воздействовать только на тех, кто не настроен враждебно или подчиняются лидеру по субординации.
Когда несколько лидеров дают разные приказы, соотношение их сторонников пропорционально соотношению их успехов.
Таблица 12: вдохновение лидерством

Действие Кол-во успехов
рутинное 1
обычное 2
небезопасное 3
опасное 4
очень опасное 5
смертельное 6

Особые функции

Кроме основных, некоторые этикеты позволяют выполнять дополнительные полезные функции. Содержание и объем этого функционала описан в этой статье или определяется Мастером.


Виды этикета

Знание ядов

Сб. Комплексное умение характерное для целителей и отравителей всех мастей, с помощью которого можно создавать яды и лечить последствия отравление ядами.
Чв. Знание ядов кидается вместе с чувствительностью в тех случаях, когда есть возможность определить яд по запаху или по виду. Определение уже найденного яда делается по интеллекту.

Игры (от игры)

Персонаж может играть в любые игры в рамках профессиональных, сословных и/или региональных этикетов, которыми он обладает.

Группа игр Примеры Характеристика
Детские Салки, Догонялки, Прыгалки, Скакалки Скорость, Рефлекс
Азартные Карты, Кости Сообразительность, Чувствительность
Настольные Шахматы, Шашки, Нарды Изобретательность, Интеллект
Интеллектуальные Загадки, буримэ Изобретательность, Интеллект, Сообразительность

Искусство

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Весомости данному аргументу придает тот факт, что искусство тесно связано с магией и некоторые заклинания требуют владения изобразительным искусством, скульптурой, актерским мастерством.

Актерское искусство (Арт.)

Позволяет играть различные роли, начиная от выступления в театре до имитации различных эмоций в общении, что помогает убеждать других или даже соблазнять. Хорошие политики, дипломаты и куртизанки, обычно, также и хорошие актеры. Кроме того, вы можете делать броски актерского мастерства, если хотите убедительно соврать. В случае, если вы врете или соблазняете кого-то, кто вам не нравится вы делаете бросок актерского мастерства по артистичности против его броска языка тела по Эмпатии. В том случае, если жертва соблазнения определяет фальшь в вашей игре она добавляет итоговые успехи к броску Воли, а сложность броска уменьшается на 1.
Соблазнение жертвы

Бросок воли Результат
-2 Жертва приобретает зависимость от предмета обожания
-1 Любовь с первого взгляда, вы приобретаете поклонника и сторонника
0 Жертва испытывает к вам сильное влечение, которое ей хочется немедленно удовлетворить
1 или другой результат ниже броска соблазнения Жертва испытывает к вам влечение, ее отношение к вам улучшается
выше броска соблазнения Жертва игнорирует ваши ухаживания, в случае неискренности ваших ухаживаний жертва может стать к вам враждебно настроена


В тех случаях, когда вам необходимо не просто соврать, а убедить человека,который вас подозревает или не верит, используется умение Софистика (см. ниже). Пример-сравнение:

  • Актерское мастерство, когда жена спросила, почему ты пришел поздно и от тебя пахнет духами: - Дорогая, извини, я сегодня задержался на работе. Духи? Ах, да! Не поверишь, но Джон купил своей жене новые духи на день рождения и как всегда из-за своей неуклюжести разлил их в конторе - мы все пропахли ими насквозь.
  • Софистика, когда жена возмущенно говорит, что мужа видели заходящим в дом к одинокой вдове: - Дорогая, я признаю, что провел эту ночь с Мартой Глен, но я уверяю тебя, что она ничего для меня не значит. Я люблю лишь тебя и не могу без тебя жить, а Марта - просто ошибка плоти.

Изобразительное искусство (Изб. и Сб.)

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

В зависимости от того, создаете ли вы свое творение либо копируете чужое, вам понадобятся Изобретательность или Сообразительность.

Мастерство в изобразительном искусстве необходимо магам-иллюзионистам.

Ораторское искусство (Уб.)

Риторика - умение правильно и красиво говорить, управлять своим голосом. Составление речей обычно делается на основе соответствующего знания языка. Если вы читаете заранее составленную речь, вы прибавляете успехи составителя в виде бонусных кубиков на свой бросок ораторства. При чтении экспромта делается бросок ораторского искусства по убедительности. Перед различными социальными бросками, где требуется декламация каких-либо речей можно делать бросок ораторского искусства. В случае провала (критического провала), бросок лидерства получает соответствующий штраф.

Пение (Км. или Арт.)

Пение может быть как простым исполнением, так и эстрадным выступлением, требующим от певца определенного Артистизма. Конкретные песни, которые доступны исполнителю, определяются региональными и профессиональными/сословными этикетами, с которыми он знаком.

Группы песен Примеры
Деревенские Йодль, Частушки, Прибаутки
Городские Баллады, Любовная лирика
Академические Оперное и камерное пение

Этикет объединяет в себе знание песен и нот, техники исполнения, однако сочинение стихов для песен совершается Знанием языка.

Игра на музыкальном инструменте

Персонаж выбирает одну из специализаций:

  • Игра на духовых инструментах
  • Игра на ударных инструментах
  • Игра на струнных инструментах
  • Игра на язычковых инструментах
  • Игра на клавишных инструментах
  • Игра на магических инструментах (артефакты, как правило требует Силы души выше 1)

Танцевальный этикет (Лв.)

Танцевальный этикет дает знание общих движений: он во многом сродни гимнастике и является самой древней из них. Персонаж умеет танцевать все танцы своего сословия и региона, этикеты которых он имеет (сословный и/или региональный).

Группа танцев Примеры
Деревенские гопак, мазурка, хоровод
Городские кадриль
Придворные вальс, менуэт

Фольклор

Фольклор — это преимущественно устная форма словесности. Знание фольклора является одним из важных социальных умений персонажа и помогает персонажам вжиться в игровой мир. Различают обрядовый и необрядовый фольклор.

К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки).

Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: кукольные представления, вертепная драма, религиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие.

Персонаж знает наиболее распространенный мировой (континентальный) фольклор и фольклор тех регионов и профессий/сословий, региональным или профессиональным/сословным этикетом которых обладает. При отсутствии соответствующего этикета можно попытаться собрать необходимую информацию, но это потребует значительно больших затрат времени.

Фольклор может заменять некоторые умения или их элементы, но 2 успеха фольклора считаются за один в этих умениях.

  • Фольклор, наука[история] и знание языков: Знание языков позволяет вам создавать фольклор и литературные произведения. То есть язык создает, а фольклор и наука[история] сохраняют созданное. Причем последние два умения имеют много общих областей знания. Степень их взаимозаменяемости определяется Мастером для каждого конкретного случая (сомнительно, чтобы "в народе" были известны редкие научные манускрипты, а "книжным червям" похабные песенки или малоизвестные местные легенды).
  • Фольклор и ораторское искусство/пение: Знание фольклора позволяет персонажу петь народные песни, рассказывать древние легенды, сказки и т.п.
  • Фольклор и другие этикеты: Некоторые этикеты дают вам знания о местном или профессиональном фольклоре, однако эти знания отрывочны и неполны. В свою очередь фольклор может дать знания о других этикетах. Однако фольклор полон преувеличений, неточностей, а часто просто выдумки.
  • Фольклор и наука[история]: Фольклор дает отрывочные знания об истории, но для того, чтобы добыть зерно истины из плевел фантазий и выдумок надо приложить много усилий.
  • Фольклор и психомантика/оккультизм/наука[теология]: В народе ходит множество легенд и сказок о магических существах, часто путающих существ реально существующих с порожденными больной фантазией рассказчика. Также приукрашены сведения о богах, духах и других сверхъестественных явлениях. Нередко в мифах встречаешь истории о древних артефактах.

Обращение с животными (Эм.)

Данное умение объединяет в себе знания, навыки и техники, позволяющие понимать потребности и ухаживать за животными:

Эм.: Когда, как и чем их нужно кормить, когда помыть, как подойти, чтобы не разозлить и т.п. Критический провал на бросках этого умения приводит животное в ярость. Сб.: С помощью Обращения с животными можно лечить простые болезни, используя его как первую помощь для животных. Ин.: Если нужно узнать какие-то теоретические сведения о животном (количество зубов, время линьки и т.п.) броски делаются на основании интеллекта.

Обращение с животными является комплексным этикетом, смежным для всех профессий и некоторых умений, связанных с животными, однако для достижения того же уровня качества необходимо в два раза больше успехов.

Охота (Чс.)

Комплексный этикет, которое позволяет находить и выслеживать дичь по следам, устраивать охотничий лагерь и устанавливать ловушки. Охотничьи навыки дают вам знание повадок животных, элементарных правил обращения с ними. Вы также можете использовать охоту для ориентирования на местности и скрадывания.

Обратите внимание, что любые действия по смежным умениям (если они не касаются непосредственно охоты) не штрафуются, но требуют вдвое больше успехов.

Перед началом охоты делается бросок умения, который определяет возможные обьемы добычи. Количество пойманной дичи за каждый успех зависит от ее изобилия в регионе.

Если дичь неопасная и у вас есть подходящее оружие или ловушки, то броски этого навыка определяют количество пойманной дичи, в противном случае дичь придется добывать с боем. В случае критического провала с вами может случиться серьезная неприятность: неожиданная атака дикого вепря, попадание в чужой капкан или волчью яму, укус ядовитой змеи и т.п.

После брсока умения делается бросок 1d6 на определение типа добычи (в том числе ее опасности).

d6 Добыча (безопасность) Примеры
6 Крупная либо редкая почти беззащитная добыча Слоненок, морская корова
5 Крупная безопасная для хорошего охотника добыча Табун оленей/лошадей
4 Средняя добыча Косуля
3 Мелкая добыча Кролики, куропатки
2 Крупная добыча, которая может дать отпор/убить Медведь, лось, лев
1 Опасная "добыча", которая с большйо вероятностью убьет охотника-одиночку Стадо кабанов, стая волков, необычный монстр


Если вы преследуете определенную жертву, то используются особые правила охоты, по которым вы делаете броски каждый час, собирая успехи.

  • В случае провала вы потеряете след.
  • Количество необходимых успехов равно: (скорость жертвы – ваша скорость) * количество часов форы. *Необходимое число успехов должно быть не меньше часов форы.
  • Ваша скорость для такого преследования по следам не должна превышать шаг (половинная).
  • Чтобы идти по следу, вы должны видеть следы, поэтому если они обрываются у водоема, то вы не сможете продолжить преследование, если не сделаете попытку найти их продолжение.
  • В случае выпадения осадков или снега, необходимое число успехов утроится.
  • Если цель пытается скрыть следы, она должна двигаться в половину скорости, делая каждый час броски Маскировки по сообразительности. Количество успехов добавляется к необходимым успехам для охотника.

Первая помощь (Сб.)

Профессиональные этикеты

Эта группа этикетов может относиться к определенной профессии (фермер, кузнец, артист), а может "охватывать" и целый ряд профессий (ремесленники, преступники, чиновники). Как и в предыдущем подразделе, последнее слово в определении области применения этикета остается за Мастером.

Криминальный этикет

Объединяет нормы поведения всех преступных организаций и просто городской шантрапы. Зная этот этикет вы будете в курсе всех "понятий" уголовного мира. В сочетании с региональным этикетом он позволяет вам находить местные "малины", точки торговли краденым и контрабандным товаром, а также открывает перед вами многие закрытые двери криминального мира.

Черный рынок

Дает вам доступ на покупку и продажу товаров на местном "черном рынке". Бросок осуществляется против броска этикета местных "заправил" черного рынка, которые стремятся его скрыть. Итоговые успехи отображают уровень доверия, который позволяет вам приобретать различные товары на рынке. Уровень доверия не означает, что вам будут сообщать какие-либо серьезные секреты или подпускать к по-настоящему "горячим" товарам без проверки, а то насколько благосклонно будут готовы выслушать ваш запрос.

Залечь на дно

Позволяет укрыться от сил правопорядка или других преступников, используя связи в криминальном мире и знание удачных укрытий. Успехи на броске соответствующего регионального и полицейского этикетов добавляются в виде бонуса на этот бросок. Основным недостатком "залегания" является то, что этот бросок статичный и успехи от залягания на дно не изменяются, тогда как "ищейки" регулярно делают новые броски в попытках вас найти, делая броски добычи информации в определенный период времени (см. Розыск).

Бегство

Даже если ваше местоположение стало известно правоохранительным органам, вы можете уйти от Облавы и выбрать новое место для того, чтобы Залечь на дно либо продолжить Бегство. Успешный бросок уводит вас из под облавы и поисков, позволяя найти новое место, чтобы Залечь на дно. Альтернативно, вы можете использовать итоговые успехи, чтобы организовать засаду на стражников, которые совершили облаву, получая соответствующее преимущество в виде кубиков на бросок Тактики (засады). Преимуществом Бегства является его динамичность и возможность уклоняться от преследования, совершая регулярные броски сопротивления поиску.

Полицейский этикет

Этикет стражников и прочих сил правопорядка, которые не являются регулярными армейскими подразделениями. Армейские маневры по полицейскому этикету требуют в два раза больше успехов, для успешного исполнения.

Розыск

Позволяет найти персонажей, которые скрываются от правосудия (см. Залечь на дно и Бегство). Основным отличием розыска от обычного сбора информации является возможность искать не только обычных людей, но тщательно скрывающихся беглецов. Элементами Розыска обладают знатоки криминального и армейского этикетов (смежные умения). Успехи розыска с помощью любых других этикетов (включая охоту) делятся пополам (округление вниз) и могут затрагивать лишь ту область, которую затрагивает данный этикет(к примеру, по сословному навыку можно искать беглеца только среди этого сословия, а региональным можно искать лишь в данном регионе).

Ниже приведен пример Розыска организациями по полицейскому этикету без соответствующих полномочий:

Бросок сбора информации/преследования Сложность* Описание
ежегодный  %4 Тщательное расследование крупных государственных ведомств, объявивших беглеца в национальный розыск. Может охватывать от одного региона до страны и включать международный поиск (+1 сложность за международный поиск).
ежемесячный  %4 Активное расследование "по горячим следам" (не более месяца с момента залегания на дно или бегства цели), которое может осуществлять только крупная и влиятельная организация (к примеру, крупная гильдия) и охватывать от региона до страны (+1 сложность).
еженедельный  %5 Локальный поиск, осуществляемый преступными организациями и местной стражей, который обычно можно осуществлять только "по горячим следам".
ежедневный  %6 Частное расследование, осуществляемое отдельными сыщиками либо небольшими группами.
  • Розыск по полицейскому этикету, осуществляемый уполномоченными лицами (стражниками, следователями, агентами "охранки") на 1 единицу сложности легче.

Облава

Мало обнаружить скрывающегося персонажа, его еще необходимо поймать. После успешного Розыска, для поимки беглеца нужно организовать Облаву, которая приведет к боевому столкновению. Величина итоговых успехов определяет преимущество в живой силе при боевом столкновении либо бонус на бросок инициативы/скрадывания (определяется Мастером). В случае провала, беглецу удается убежать и он может снова спрятаться.

Слежка

После обнаружения беглеца, не всегда следует его задержание, так как необходимо провести слежку, которая приведет к его подельникам либо жертвам. Броски слежки осуществляются ежедневно против броска Бегства либо статичного результата Залягания на дно. Если слежка проваливается на Бегстве, то беглец снова скрывается от преследователей, а провал против Залягания на дно приводит к невозможности получить информацию о беглеце за этот день. Слежку можно проводить по смежным этикетам: охоте и криминальному этикетам. В остальных случаях, правила аналогичны Облаве.

Бюрократический этикет

Он же этикет чиновников. Персонаж с этим этикетом знает, когда и кого надо "подмазать" в городской администрации, а также, как можно лучше "подсидеть" коллегу по цеху. Этот этикет может давать бонусные кубики на броски менеджмента.

Законотворчество

Законотворчество позволяет принимать адекватные законы, которые будет регулировать общественные отношения именно так, как вы это задумывали, не позволяя крючкотворам и коррупционерам находить в них лазейки. Для адекватного законотворчества вы должны иметь этикет в соответствующей области общественной жизни, которую хотите урегулировать либо иметь помощника-консультанта соответствующего уровня. Эффективный уровень умения бюрократического этикета во время закнотворчества не может быть выше уровня соответствующего этикета/этикетов законотворца и/или его помощников-консультантов, однако он может применять мастерские успехи даже в том случае, если его познания "в области" не превышают уровень Новичка.

Лазейки

Правильно говорят, что "закон словно дышло - как повернешь так и вышло", а бюрократы хуже любых уголовников: если в законе или обычае, который не позволяет вам сделать что либо "сомнительное" есть лазейка, то вы можете поискать её там, что позволит вам избежать наказания. Искать лазейку можно только один раз до тех пор, пока вы не узнаете какие-либо новые важные сведения об изучаемом вопросе/законе/обычае. Количество требуемых успехов для поиска лазеек равно количеству успехов законотворца за вычетом количества лет от последнего обновления/пересмотра/изменения/подтверждения закона/обычая. Рациональность броска поиска лазеек и его сложность остаются на усмотрении Мастера и могут зависеть от различных факторов (сложность желаемого результата, уровень противоречия изначальному смыслу закона/обычая).

Обратите внимание, что поиск лазеек можно использовать даже в совершенно законных случаях, когда нужно обойти Препоны коррупционеров. В таких случаях, юристы/бюрократы суммируют свои итоговые успехи с успехами законодателя.

Препоны

Это действие могут осуществлять чиновники-бюрократы, создавая различные препоны для попыток найти Лазейку в законе либо даже пытаться остановить вполне законные запросы граждан. В первом случае чиновник суммирует свои успехи с итоговым результатом законотворца, а во втором вычитает их. Препоны можно использовать также для вмешательства в работу другого чиновника, в попытке "подсидеть" его.

Антикоррупционная защита

Государственные деятели могут пытаться защитить свой бюрократический аппарат от диверсий и внутреннего разложения, усиливая антикоррупционную защиту. Стандартная защита состоит из броска бюрократического этикета соответствующего государственного деятеля по %5 против попыток Подкупа чиновников. Существует ряд факторов, влияющих на желание чиновников брать взятки: если сложность броска Антикоррупционной защиты "условно" падает ниже %4, то чиновники не будут самостоятельно вымогать взятки, посчитав это опасным/невыгодным, а сложность Подкупа повысится на соответствующую величину (если "условная" сложность защиты становится 3, то сложность подкупа увеличивается на 1 и далее по аналогии). Если же сложность защиты вырастает больше %7, то чиновники будут нагло требовать взятки и готовы продать свои услуги любому, кто предложит им соответствующее, по их мнению, вознаграждение.

Обратите внимание, что антикоррупционная защита работает лишь в том случае, когда правитель (явный либо теневой) реально заинтересован в борьбе с коррупцией.

Фактор коррупции Модификатор сложности броска защиты Модификатор сложности броска подкупа
Многочисленные антикоррупционные службы, контролирующие чиновников и друг друга* -1 +1
Жестокие антикоррупционные законы, включающие казни, конфискацию имущества и ущемление интересов семей коррупционеров -1 +1
Высокая зарплата и льготы для чиновников -1 +1
Небольшое количество должностных лиц и большой конкурс на одно место -1 +1
Активная пропаганда против коррупции среди населения и формирование общественного мнения -1 +1
Широкие полномочия отдельных чиновников +1 -1
Отсутствие контролирующих служб +2 -2
Либеральные законы по отношению к коррупционерам и их семьям +1 -1
Постоянно расширяющийся штат должностных лиц без соответствующего роста обязанностей +1 -1
Низкие зарплаты и отсутствие льгот чиновников +1 -1
Общественное мнение/культура либерально относящиеся к стяжательству и погоне за прибылью любой ценой +1 -1
  • *Если контролирующих служб становится больше, чем чиновников, которых они должны проверять, происходит обратный эффект, так как проверяющие тоже чиновники и, в таких случаях, отсутствует как штраф так и бонус либо играет роль фактор бездумного расширения штата чиновников.

Подкуп

Практически любого чиновника можно подкупить, однако сделать это правильно и не попасться агентам антикоррупционной защиты позволяет соответствующий бросок Подкупа. Для грамотного подкупа необходимо иметь соответствующий региональный либо сословный этикет (эффективный уровень бюрократического этикета не может превышать уровня в соответствующем этикете). Дипломатический этикет является смежным бюрократическому, а также позволяет подкупать любых чиновников, вне зависимости от обладания соответствующим региональным или сословным этикетом, однако итоговые успехи, в этом случае, делятся пополам.

Дипломатический/шпионский этикет

Этикет включает в себя все тонкости дипломатического протокола и скрытую функцию "добычи информации" у государства-соседа.

  • Знание дипломатического этикета позволяет вам добавлять его к броску убедительности во время переговоров с любыми представителями власти (включая руководителей гильдий и других организаций) без знания соответствующих сословных и региональных этикетов.
  • Дипломатический этикет является смежным бюрократическому и торговому этикетам.

Вербовка агентов

Дипломатический этикет позволяет вербовать агентов в любом сословии/регионе, о котором дипломат знает из других этикетов. Уровень эффективного дипломатического этикета не может превышать уровня в соответствующем этикете. Агенты влияния могут снабжать дипломата информацией и выполнять некоторые мелкие поручения.Уровень верности агентов и желание сотрудничать зависит от количества успехов на броске Вербовки. Агентов могут перевербовывать другие дипломаты, а также полицейские и криминалитет (в рамках своего региона).

Армейский этикет

Один из важнейших этикетов. Он дает персонажу знание устава, маршировки. Вы всегда узнаете по знакам отличия должность и звание другого армейца. Кроме того, армейский этикет дает осуществлять ряд маневров в масштабной битве (в том числе - вовремя убежать). Именно по средней величине армейского этикета армии можно судить о её организованности и силе. Индивидуальное мастерство бойцов не играет тут никакой роли - оно не поможет, если никто из них не умеет действовать группой. Перефразируя знаменитую фразу: Даже военный гений не сможет руководить толпой львов, которые не способны сплотить свои ряды, но посредственный военачальник может управлять сбившимися в стадо баранами, привыкшими к тому, что защищаться и отступать лучше всем вместе.
Знание военных этикетов позволяет выживать в массовых боях и осуществлять специальные работы, которые зависят от конкретного этикета, например армейский этикет, включает рытье окопов и возведение укреплений.
Маневры:
Отступление: если враг не собирается вас преследовать или если вы передвигаетесь быстрее, то только критический провал приведет к плену (смерти). При равных скоростях нужен хотя бы 1 успех, что избежать поимки. В остальных случаях количество успехов для успешного бегства зависит от разницы в скоростях между вами и преследующими. Например, если у вас 4 скорость, а у преследователя-всадника 9 скорость, то вам нужно набрать 5 успехов, чтобы избежать плена. По-усмотрению Мастера, можно учитывать условия местности и вводить соответствующие поправки.
Выбор позиции: если боевые порядки нарушены и бой перешел в фазу индивидуальных поединков, важно избежать окружения и подобрать позицию, при которой у вас будет только один противник. Если силы равны, то достаточно одного успеха, если же у врага есть численное превосходство, то необходимое количество успехов пропорционально вырастет. Каждый недополученный успех добавит противника, а критический провал еще одного.
Передвижение по передовой: иногда возникает ситуация, когда вы хотите пробиться в гуще боя к конкретному человеку или объекту. Это довольно тяжелая задача, которая потребует от 3 до 6 успехов, в зависимости от масштабности сражения и расстояния между вами. В случае провала вам придется сражаться, критический провал приведет к окружению. Если вы хотите сразиться с определенным противником, он должен быть на передовой и лично участвовать в сражении. Наличие личных телохранителей может сильно усложнить поединок.

Торговый этикет

Торговля (Уб.)

Попытка добиться скидок или продать подороже.

Оценка (Инт.)

Оценка это универсальный навык, которому учатся те, кто часто имеет дело в разнообразными товарами (в основном - торговцы). С помощью оценки можно определять ценность различных вещей. Кроме стоимости, можно оценивать и качество изделия, выявляя плохой товар. От количества успехов зависит точность определения цены и качества товара. Если вы постоянно имеете дело с определенными товарами, то определение их стоимости не потребует специальных бросков. Вы также можете использовать профессиональные умения для оценки профильных для вас товаров по правилам смежных умений. В случае провала при оценке стоимости, вы считаете, что предмет стоит на 2d6*10% больше или меньше. В случае критического провала, колебание погрешности возрастает до 2d6*20%. Броски оценки являются тайными. При провале оценки качества, вы считаете, что предмет нормального качества.
Таблица 16: Оценка предмета

Действие Кол-во успехов
определить низкое качество 1
найти дефект или определить высокое качество 2
определить шедевр 3
точная рыночная стоимость 4
Определить подделку см. описание*
  • Оценка очень важна, когда вас пытаются обмануть, подсунув подделку. В таком случае делается бросок Оценки против успехов мошенника при создании подделки.

Морское дело

Данный этикет позволяет выполнять практически любые действия на корабле, необходимые для его эксплуатации.

Региональные этикеты

По умолчанию региональные этикеты берутся в соответствии с теми странами, в которых проживает или просто часто бывает персонаж. Региональный этикет распространяется на определенную страну (реже - регион), который хорошо знаком персонажу, потому он всегда уточняется рядом с этикетом. Площадь "охвата" может сужаться или расширяться Мастером индивидуально для каждого персонажа, учитывая его квенту и логику игрового модуля.

Региональные этикеты позволяют ориентироваться на местности и дают знания местных обычаев и реалий.

Ориентирование на местности

Как отдельный навык этот этикет позволяет уверенно передвигаться по незнакомой местности не боясь заблудиться и находить нужные вам места лишь по приметам (например, определить местонахождение водоема по типу растительности или наличие пещер неподалеку по типу почвы). С помощью ориентирования на местности можно искать особые места по примерным описаниям, источники воды и читать карты. Броски этого навыка также позволяют определить север, примерное местоположение ближайшего поселения, дорог и прочих коммуникаций. Необходимое количество успехов подбирается индивидуально и зависит от конкретных задач, местности и вашего с ней знакомства. Обычная сложность ориентирования - 5, но наличие карты или иной информации о местности может уменьшать сложность.

Нормальное ориентирование по знакомой местности производится с помощью региональных этикетов, потому ориентирование по незнакомой местности требует 2 успеха за один регионального.

Список региональных этикетов Мира Судьбы

Этикет Северного Амрота

Этикет Центрального Амрота

Этикет Южного Амрота

Этикет Драконьих островов

Этикет Змеиных островов

Аранский этикет

Альверонский этикет

Этикет Южного Аннана

Этикет Великой Пустыни

Этикет Северного Аннана

Геварский этикет

Этикет Восточного Аннана

Этикет Огненной земли

Нордмарский этикет

Норийский этикет

Этикет Северного Ниблака

Росстан, Темный лес (лесные орки и гоблины)

Этикет Центрального Ниблака

Асталдор (включая Пхут), Балгор, Ивелия

Лирконский этикет

Лиркон, Асгалад, Фейбор

Аладарский этикет

Таргосский этикет

Королевство тэмласари

Алдуумский этикет

Царство цвергов

Ксилтарский этикет

Этикет гнезд черных драконов

Этикет Аннанского Подземья (ничейные тоннели)

Этикет Подземья драконьих островов

Глубинный этикет

Сословные этикеты

Во многом, данная группа этикетов похожа на профессиональные, но относится не к профессии (группе профессий), а к одному из социальных слоев общества (дворянам, крестьянам, горожанам). Кроме того, такие этикеты могут включать уникальные нормы поведения тайных обществ и религиозных орденов.

Придворный/Дворянский этикет

Этикет мирного дворянства. Правила поведения для дворян, правила поведения при дворе, правила "куртуазного" поведения. До уровня Эксперта в данном этикете, он считается "дворянским" этикетом и дает знание основ любого дворянства. Уровень этикета Эксперт и выше дают доступ к знанию этикета "высшего света" и становится "придворным" этикетом.

Воинский/Рыцарский этикет

Этикет военной аристократии. Объединяет в себе дворянский этикет до уровня Профессионала (без знания этикета "высшего света") и полные знаний армейского этикета. Доступен только благородным воинам за редким исключением.

Церковный/Жреческий этикет

Вместе с теологией дает жрецу знания религиозных ритуалов своей или чужой религии. Каждый такой этикет требует уточнения в виде названия конкретной конфессии(церкви, секты). Данный этикет охватывает не просто вид деятельности, но и многие другие аспекты жизни жрецов, потому он относится к сословному этикету.

Городской/ремесленный этикет

Сельский/Крестьянский этикет

Рабский этикет

Язык тела (Эм.)

Комплексное умение, во многом сходное с Обращением с животными, однако специализирующееся на поведении разумных существ. Язык тела совмещает в себе общие знания социологии, физиологии и психологии, а также накопленный опыт общения с живыми существами. Умение не относят к медицинским наукам, однако оно чрезвычайно близко к ним. Язык тела позволяет распознавать физическое и психическое состояние окружающих вас разумных. Как ни странно, этому учат не только врачей, но и многих других профессионалов, так как это умение позволяет распознавать ложь, оценивать разумных, их настроение и способности, и, что очень важно для воинов, вовремя распознавать вражеские маневры во время дуэлей. В некоторых случаях это умение можно заменить броском соответствующего этикета либо медицины по правилам смежных умений.

Язык тела также позволяет вам определять род занятий ("пакеты") и степень развития (уровень умений и характеристик) вашего собеседника по его поведению.

Таблица 21: Оценка собеседника

Кол-во успехов Результат
1 Определить наиболее развитую физическую характеристику
2 Определить общий уровень физических характеристик (ниже 4 - слабые, 4-5 норма, 6-8 сильные, выше 8 - выдающиеся)
3 Определить род занятий (воин, крестьянин, артист и т.д.)
4 Определить наиболее развитые умения, накладывающие отпечатки на поведение и внешность (профессионал и выше)
5 Определить общий уровень всех характеристик и профессиональную принадлежность (за каждый успех выше 5 определяется один профессиональный пакет)
  • Если цель маскируется или притворяется то к необходимому количеству успехов прибавляются успехи на броске Актерского мастерства